Педагогический совет №4, 10.01.2025 г.
Учитель русского языка и литературы Шингарева Е.В.
«Подготовка материалов для выступлений и распространения педагогического опыта учителя»
Каждый педагог сталкивается с необходимостью описать свой опыт и оформить его на бумаге. Поделиться своим опытом можно в статье, в методических материалах, конспект урока тоже работа учителя.
Перечисленные виды являются жанрами научного стиля.
Итак, вспомним поподробнее каждый из этих жанров.
Научная статья – это жанр научного стиля, предназначенный для ознакомления научной общественности с результатами исследовательской деятельности учёного.
Научно-методическая статья - текст, написанный для какого-либо педагогического издания, освещающий актуальные проблемы педагогики, разрабатывающий определенный способ ее решения с использованием приемов, методик и современных технологий.
Зачем нужна научная статья
Главная цель публикации статьи – освещение результатов авторского исследования. По опубликованным материалам можно проследить развитие деятельности ученого.
К научно-методической статье мы относим такие тексты, которые представляют методическую деятельность педагога, имеют своей целью обобщение опыта педагога, анализ методов и приемов работы, описание системы работы по определённой технологии и т.д.
Статья может включать в себя технологию, методику, способы и приемы обучения, включая дидактический материал, собственную разработку (таблицы, карты, тетради и т.п.)
Методика написания научной статьи
Прежде чем написать научную статью для публикации, важно представлять, какие их виды существуют:
- Теоретические – базируются на теоретических выкладках и расчетах определенных закономерностей. Как правило, сопровождаются расчетами, подтверждающими их достоверность.
- Практические (эмпирические) – излагаемый материал подкреплен выполненным экспериментом или опытом. Также могут быть представлены данные опросов и статистических параметров.
- Обзорные – содержат в себе анализ достижений, касающихся определенного вопроса, проведенных и полученных за последнее время.
Структура научной статьи
- Название
- Аннотация
- Ключевые слова
- Введение
- Методы исследования
- Результаты
- Обсуждение
- Заключение
- Список литературы
Конспект урока – это ключевой элемент педагогической деятельности, отличающийся по своей сути и целям от традиционного понимания конспекта. Обычно конспект составляется на основе уже полученной информации, как, например, при прослушивании лекции или интервью, и служит для краткого изложения основной сути услышанного. Это распространенная практика среди студентов для подготовки к экзаменам или журналистов для написания статей. Однако в контексте образования, конспект урока имеет свою уникальность.
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.
Конспект урока разрабатывается педагогом до начала урока, а не во время его проведения. Это представляет собой детальный план учебного занятия, включающий в себя полное описание того, как будет строиться урок. Учитель заранее определяет содержание занятия, его цели, форму работы с учениками, а также необходимые учебные материалы и пособия.
Для чего нужен конспект урока?
Конспект урока представляет собой не только официальный документ для администрации школы, но и неоценимый инструмент для самого учителя. Подготовка к уроку требует тщательности, и в процессе занятия учитель может забыть или упустить важные моменты, особенно если возникают непредвиденные обстоятельства в классе. Наличие конспекта урока на столе позволяет учителю в любой момент обратиться к нему за напоминанием или уточнением, что обеспечивает более плавное и эффективное проведение занятия.
Этот план-конспект является ключевым элементом учебного процесса, так как он помогает учителю сохранять структуру урока и следовать заранее определенной программе. В дополнение к своей практической функции, конспект урока также служит доказательством того, каким образом выполняется учебная программа, и демонстрирует методическую корректность преподавания. Таким образом, он играет двойную роль: являясь поддержкой для учителя в процессе обучения и отражая качество преподавания для администрации.
Методические материалы – это методические издания, содержащие конкретные материалы в помощь преподавателям и учащимся, это результат, итог размышлений преподавателя о содержании преподаваемого материала, о наиболее эффективной методике его изучения. Она определяет формы деятельности преподавателя и ученика на занятии.
К методическим материалам относятся методические рекомендации, методические указания, конспекты отдельных уроков, тексты лекций, иллюстрации, таблицы, диаграммы, рисунки;
Для чего нужны методические материалы?
В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи: - излагает сведения, подлежащие распространению; - разъясняет приемы и методы; - обобщает ценный педагогический опыт; - объясняет цели и порядок действий; - методику организации различных мероприятий; показывает возможные формы проведения дел и т. д.
Что такое учебно-методические материалы?
В широком смысле этот термин относится к спектру образовательных материалов для достижения конкретных целей обучения. К ним относятся лекции, чтения, учебники, мультимедийные компоненты и другие ресурсы.
Формы методической работы представлены группами по их основной цели, при этом каждая из форм решает комплект задач в методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в зависимости от собственной цели учителя (цели, которую он преследует, принимая участие в мероприятии) и степени личного участия (публичное выступление учителя на НПК – представление опыта работы, участие в качестве слушателя – обогащение своих знаний опытом коллег).